Почему мусульмане не любят собак и нельзя их трогать

Почему мусульмане боятся, не любят собак?

Мусульмане боятся собак, но любят кошек

Мусульмане не боятся собак, они просто держатся подальше, не любят их. Страх проявляется именно тогда, когда грозит близкий контакт с животным, который невозможно предотвратить. Особенно остерегаются собак, находящихся вблизи мечети. Потому что собака может зайти внутрь и помешать молитве. То же касается и дома. Если собака находится в жилище, то читать намаз недопустимо. Такое жилье считается оскверненным, так как животное может хватать зубами вещи или облизывать предметы в доме, на них остаются капельки слюны.

Касательно собак, в мусульманском жилище даже запрещено вешать изображение с этими животными. Некоторые верующие все же испытывают страх перед собакой, он идет на уровне подсознания, инстинктивно. Огромную роль в нелюбви к таким четвероногим существам, играет брезгливость, особенно к мокрому зверю — это оскверняет ритуальную чистоту мусульман.

Хадисы о черных собаках

Некоторые хадисы выходят даже за пределы понимания, говоря, что черные собаки в исламе считаются злыми (дословно описаны как свирепые существа, в которых вселился дьявол), и призывая убить всех животных данной масти. Трактуя данный хадис на современный лад, не стоит понимать все буквально. Он дает представление о том, почему пророк приказал убивать собак. Должно быть, виной тому — избыток бродячих животных и, следовательно, опасность бешенства в городе Медине и его пригородах. Поэтому пророк и призывал уничтожать их. Было обнаружено, что его сподвижники истребляли всех без разбора. Он не поощрял это и запрещал им делать это. Им было сказано, что убивать можно только жестоких зверей, которые являются источником опасности для жизни. Прямого призыва к насилию в Коране нет.

Современные мусульмане

В современном мире можно встретить мусульман, живущих бок о бок с собакой. Все больше и больше людей осознают и видят пользу от содержания такого животного дома. Вот некоторые причины, почему некоторые последователи ислама держат собаку дома:

  • регулярные пешие прогулки помогают снизить артериальное давление;
  • игра с собакой повышает настроение;
  • собаки крупных пород дают ощущение защищенности и обеспечат надежную защиту хозяина, имущества;
  • помогают в восстановлении после серьезных заболеваний, таких как сердечные приступы.

Владение домашним животным — это огромная ответственность, за которую мусульманам нужно будет ответить в Судный день. Те, кто предпочитает владеть собакой, должны осознавать все обязанности, которые возложены на них. Они должны обеспечить животных продовольствием, крышей над головой, обучением, физическими упражнениями и медицинским обслуживанием. Тем не менее большинство мусульман признает, что домашние животные не являются членами семьи, и у них не возникает желание обеспечить четвероногих должными условиями.

Противоречия древние и современные

И приводят цитаты из этого сборника, который является своеобразным руководством для последователей пророка и считается источником шариата – исламского права. Там действительно встречается изречение имама Муслима, где говорится о необходимости несколько раз вымыть посуду, которую лизнула собака.

Предрассудки и здравый смысл

На основании этого изречения исламские богословы пришли к выводу, что собачья слюна – субстанция нечистая, то есть « наджис ». Некоторые считают нечистой и его шерсть. Другие религиозные деятели все сводят к церемонии намаза, которую живущее в доме животное может нарушить своим прикосновением, что будет страшным грехом.

Утверждения хадисов достаточно противоречивы. Чего стоит, к примеру, высказывание, что в дом, где рядом с людьми живет собака, ангелы не входят. В современной Англии мусульмане-водители выгоняют слепых с собаками-поводырями из общественного транспорта именно по этой причине – они верят, что тогда машину покинут охраняющие ее ангелы.

Здравомыслящие религиозные деятели выступают против таких предрассудков, ибо тогда в дом не вошел бы и ангел смерти. И люди специально держали бы их, чтобы жить вечно.

Что говорит Коран о собаках

Следующим популярным у мусульман предрассудком, ставшим поговоркой, является утверждение, что шайтанов и черных собак нужно убивать. Но в главной и священной для любого мусульманина книге Корана никаких указаний по этому поводу не содержится. Как раз напротив, верующим предписывается проявлять милосердие к животным.

Бить и обижать животных мусульманам нельзя – за такие деяния придется ответить, когда наступит Судный день. Коран не содержит никаких прямых запретов на их проживание в одном доме с человеком. Хотя собачка по кличке Китмир там присутствует в суре «Пещера». Это имя стало таким знаменитым и нарицательным, что его указывали на письмах для того, чтобы уберечь их от пропажи.

Суннитский ислам и позиция шиитов по содержанию животных

В представлениях классического суннитского направления ислама прямых запретов держать собак нет. Но авторитетные имамы ан- Нававий и аш- Шафии говорят, что просто так заводить это животное в доме ради удовольствия нельзя. Должна быть практическая польза. Например, охрана двора или охота.

В исламе шиитского толка больше строгостей на это счет. Возможно, связано это с тем, что сегодняшние шииты в основном жители Ирана. А в истории этой страны долгое время конкурировали две религии. С исламом соперничал зороастризм, последователи которого ценили их очень высоко.

Поэтому запрет на них стал частью борьбы с конкурирующей религией, а призывы проявлять жестокость к этим домашним животным – печальные последствия соперничества людей в сфере духовности. До сих пор там обозвать человека собакой или сравнить его вслух с этим животным – смертельное оскорбление.

Показателен случай, когда исламский суд приговорил 70-летнего пенсионера к 30 ударам плетью только за то, что он выгуливал свою собаку в мусульманском квартале Тегерана. А в парламенте этой страны время от времени всплывает законопроект, который должен объявить данных животных вне закона.

Арабские борзые

В современном мусульманском мире отношение к собакам останется неоднозначным. Мало кто решается поселить это животное под своей крышей. Но и грязной она не считается. Знаменитые охотничьи арабские борзые ценятся настолько высоко, что хорошо обученная может стоить десятки и сотни тысяч долларов.

На Аравийском полуострове до сих пор в ходу старая пословица, которая говорит, что быстрая борзая и конь вместе с хорошим соколом дороже двадцати жен. В древности к этой породе вообще относились трепетно. Арабским борзым шили роскошную одежду, а охотники возили их в седле рядом с собой и спускали, лишь завидев дичь.

Нарушенные запреты

Мусульмане других стран не видят ничего плохого в том, чтобы собака заняла свое место домашнего любимца. К примеру, казанские татары исламских запретов не соблюдают. И в Азербайджане стремительно растет количество любителей животного, которые считают своих питомцев полноправными членами семьи.

И утверждение о том, что они нечистые, толкуется совсем по-другому. С современных позиций никто не отрицает теоретическую возможность заражения от больного домашнего животного некоторыми инфекциями и гельминтозами. В частности, передаются человеку токсоплазмоз и бруцеллез, из глистных инвазий – токсокароз, эхинококкоз.

Но это никакой не грех, а вполне решаемая регулярными прививками и наблюдением питомца у ветеринаров проблема. При строгом соблюдении правил гигиены опасность заразиться чем-то от собаки практически равняется нулю.

«Рука помощи»

Если вы чувствуете, что уверенность в себе — не ваш конек, а средств самообороны у вас при себе не оказалось, остается только одно: воспользоваться методом, который практикуют кинологи, — выставить вперед руку. Правда, кинологи проворачивают такой трюк в специальной одежде, однако другого выбора у вас все равно нет: уж лучше собака потреплет вашу руку, чем доберется до шеи. Единственное, такой вариант возможен только при условии, что на вас надета плотная куртка — в противном случае кости руки могут и не выдержать такого удара.

Но на этом самозащита не заканчивается. После того, как собака вцепилась вам в одну руку, наносите ей удары другой, целясь в нос и глаза. Пинайтесь, кричите, кусайтесь, в общем, боритесь с врагом любыми доступными методами.

Роль пророка Мухаммеда в отношении к собакам

Мухаммед сделал резкие заявления о собаках, и эти замечания повлияли на животных трагическим образом. Его учения, возможно, исходили из культурного уклона, языческих концепций или собственного воображения, но, откуда бы они ни пришли, они привели к жестокому обращению. Ни одно из негативных утверждений о собаках не встречается в Коране, но ими изобилуют различные сборники традиций (хадис). Они являются основой исламского богословия и многих исламских законов. Хадисы описывают собак нечистыми и прививают негативное отношение к этим животным верующим мусульманам.

Мухаммед утверждал, что он пророк Аллаха, и поэтому к его наставлениям прислушивались и их выполняли непреклонно.

Почему чеченцы и другие мусульмане России не держат в доме собак?

Статья рассказывает о том, почему многие мусульмане Кавказа считают собаку «грязным животным, лучше которого только свинья».

Немного отвлекаясь от темы. Большинство людей убеждено, что иудеям, например, нельзя есть свинью потому, что это — грязное животное. На самом деле это не так. В Торе (Пятикнижии Моисея) четко описано, каких животных из млекопитающих можно есть — тех, у кого раздвоены копыта, и которые «жуют жвачку». Поэтому корову/козу/овцу, например, есть можно, т.к. они «жуют жвачку» и у них раздвоенные копыта. Такие животные называются «кошерные», т.е. дозволенные. А кита, дельфина, барсука есть нельзя. Такие животные называются «некошерные», т.е. недозволенные. Свинья — это единственное животное, у которого двойные копыта, но оно не жует жвачку. Именно поэтому евреи не едят свинину, а не потому, что она «грязная».

Для того, чтобы понять, какое отношение к собаке в исламе, нужно взглянуть на то, что говорит о собаках священная книга мусульман — Коран. А ничего плохого Коран о собаках не говорит. Более того, в Коране сказано, что если собака убила во время охоты какое-то животное, то такое животное считается дозволенным в пищу. Странно было бы разрешать в Коране есть пищу после «проклятого животного».

Но в исламе есть еще один авторитетный источник — это хадисы. Хадисы — это деяния и высказывания мусульманского пророка Мухаммада, которые были переданы через его сподвижников. Если дословно не цитировать Мухаммада, а просто передать смысл, то мы получаем следующее:

  • Собак запрещено покупать и продавать. Их можно только дарить.
  • Если собака коснулась человека, а человек хочет совершить молитву, то человек должен сделать омовение. (Именно по этой причине большая часть мусульман не держит собак в квартире. Хотя никакого запрета на это нет, нужно просто после контакта с собакой перед молитвой совершать омовение).
  • Собаку запрещено держать для развлечения и можно держать лишь в одном из 3 случаев: для охоты, для охраны, для выпаса скота. (Именно поэтому пастухи на Кавказе свободно держат овчарок, а у арабов и жителей Средней Азии так много борзых пород собак).
  • Нельзя держать черную собаку. Это — чисто исламская тема. В исламе черная собака считается шайтаном (бесом, если по-русски).

Что же касается жестких мер, то разрешено убивать лишь ту собаку, которая агрессивна к человеку (что логично) и черную собаку (потому что по исламу она считается бесом во плоти).

P.S: Среди людей нерелигиозный существует мнение, что подобное отношение исламского пророка Мухаммада к собакам было вызвано желанием отличиться от зороастрийцев.

Зороастризм — это монотеистическая (вера в одного бога) религия, которая в то время была очень распространена в Азии, особенно у персов. Это учение Заратустры — пророка зороастризма — о едином боге по имени Ахура Мазда.

Священная книга зороастрийцев называется Авеста. И вот в этой Авесте описано отношение к собаке, как к святому животному. Например, вот несколько цитат про собак из Авесты:

«Умом собаки держится мир».

«Собака — сторож и друг, данный тебе. она не просит у тебя ни одежды, ни обуви. Она помогает тебе ловить добычу, она караулит твое имущество, она забавляет тебя во время твоего досуга. Горе тому, кто ее обидит или пожалеет для нее здоровой пищи. Душа такого человека после смерти будет бродить вечно в уединении: даже и собака не выйдет к нему навстречу».

Источник



Почему мусульманам нельзя трогать собак?

Несмотря на все стереотипы о домашних любимцах, которые сложились у многих, собаки считаются одними из самых опасных хищных животных, даже если учесть тот факт, что уже много веков: «пес — лучший друг человека». Так почему же мусульманам запрещено прикасаться к собакам?

Предания о словах и действиях пророка Мухаммада

Именно в одном из таких преданий (хадисе) шла речь о том, что посудину, с которой кушает собака, нужно как следует вымывать по семь раз за один день. При этом нужно использовать песок, ведь все микроорганизмы, микробы и зараза, которые находятся в собачьей слюне, могут потом витать в воздухе.

Как стало понятным из этого предания, в Исламе, на одном уровне с религиозными и духовными ценностями также большое внимание придается состоянию здоровья человека

Буддизм

Если отношение к собакам в исламе, православии и зороастризме диктуется неким единым богом-создателем, то буддисты отрицают само существование бога как создателя. Для буддиста мир существовал всегда и он бесконечен, более того – миров множество, и они существуют параллельно. Для приверженца буддизма вопрос «Куда уходят души собак или людей после смерти?» звучит абсурдно, так как буддизм отрицает существование некой субстанции, называемой душой. Для буддиста все вокруг – поток единого сознания, принимающего разные формы. А потому между человеком, кузнечиком, собакой и птичкой нет никакой разницы. Нанося вред живому существу, человек вредит единому потоку сознания, частью которого является, то есть вредит сам себе.

Ад и рай для собак, как и для человека – это внутреннее состояние, состояние души, если бы буддисты верили в душу. После телесной смерти частичка общего потока сознания оказывается в одном из шести миров, в каком именно – зависит от накопленной кармы.

К счастью, каким бы животным ни была собака в исламе, христианстве и в любой другой религии, люди относятся к домашним питомцам все более ответственно и трепетно

Человек понимает, какую роль играют собаки в нашей жизни, какую помощь они оказывают всему людскому роду и в благодарность смягчается, заостряя внимание не на изживших себя запретах, а на порицании любой религией жестокости по отношению к животным

Присутствие собаки в доме

Не оставлен в мусульманской ре­лигии без внимания и вопрос о со­держании собак, об их пользе и отношении к ним. Есть несколько хадисов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) по этому во­просу. Так, аль-Бухари и Муслим при­вели в своих сборниках высказывания Пророка (мир ему и благословение) относительно содержания этих животных. Он сказал, например: «Ангелы не входят в дом, в котором есть собаки и изображения». Или: «Кто будет держать любую другую со­баку, кроме пастушьей и охотничьей, то каждый день благие поступки того будут уменьшаться на два кирата». В другом хадисе: «…за исключением охраняющей пашню, овец или же охот­ничьей». В некоторых хадисах приво­дится, что каждый день благие поступ­ки будут уменьшаться на один кират (то есть на 1/24 долю). Также Абу Дауд, ан-Насаи и Ибн Хиббан в своём сбор­нике хадисов привели, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Ангелы не входят в дом, в ко­тором есть изображение, собака или оскверненный».

Из вышесказанного ясно, что дер­жать собаку, от которой нет пользы, запрещено, поскольку в хадисах дела­ется исключение только для собак, приносящих человеку пользу. А тако­выми являются охотничьи собаки и со­баки, охраняющие посевы и скот. К ним также относятся собаки-поли­цейские, поскольку от них есть польза.

Комментируя свод хадисов Мусли­ма, ан-Навави пишет: «Что касается собак, то наш (шафиитский) мазхаб запрещает держать собак без необхо­димости и дозволяет держать их для охоты, охраны посевов и скота» (Ан-Навави. Шарх сахих аль-муслим. Т. 10. С. 236). Относительно допусти­мости содержания собак для охраны дома, дорог и т. п. имеется два мне­ния. Согласно первому держать их не­допустимо, исходя из прямого смысла хадисов, которые явно запрещают держать собак, кроме как для охоты, охраны посевов и скота. Более же верное мнение – второе, согласно которому держать собак допустимо по аналогии с тем, что причиной дозво­ленности является необходимость в них. Допустимо ли держать щенков, чтобы выдрессировать их для охоты, охраны посевов и скота? Относитель­но этого среди шафиитов существует два мнения и более верное из них в пользу допустимости.

По причине запрета на содержание собак ангелы милости не входят в до­ма, в которых они есть. Ангелы-храни­тели же никогда не расстаются с чело­веком. Что касается ежедневного уменьшения вознаграждения за со­вершенный благой поступок в разме­ре на один или два кирата, то об истин­ном его размере известно лишь Алла­ху. Говорят, что это зависит от вре­да, причиняемого собакой. Сказано также, что вознаграждение уменьша­ется на два кирата за содержание со­бак в городах и селениях и на один за собак в пустынях

Также сказано, что вознаграждение уменьшалось на один кират, и Пророк (мир ему и благословение) пожелал ужесто­чить это и сообщил, что вознагражде­ние уменьшается на два кирата, одна­ко важно знать, что вознаграждение уменьшается как за прошлые, так и за будущие благие поступки

Ученые объясняют, что вознаграж­дение уменьшается потому, что из-за собаки ангелы не входят в дом, ибо от нее исходит запах, противный анге­лам, а также потому, что некоторые собаки, согласно хадису, называются шайтанами, ангелы же – их антиподы. Сказано, что вознаграждение умень­шается по причине ослушания, если кто-то нарушает данный запрет, и по причине того, что собака, находясь в доме, может незаметно для хозяина поесть из его посуды, а тот не вымоет ее шесть раз водой и один раз землей.

Роль собак в городах

Поскольку ислам распространился по всему Ближнему Востоку и миру, он превратился из религии кочевых народов в религию, сосредоточенную в городах. Многие крупнейшие города мира за тысячу лет между 700 и 1700 годами стали мусульманскими.

Как и в сельской местности, в городах собаки играли жизненно важную роль. Они, конечно, продолжали защищать имущество и отгонять злоумышленников, но здесь животные начали выполнять еще одну не менее важную задачу — они поедали пищевые отбросы.

Городские власти от Багдада и Дамаска до Стамбула и Каира использовали потребляющих отходы собак как средство поддержания чистоты городских улиц. Лидеры мусульман строили поилки для собак, многие мечети снабжали их едой, а мясники их использовали для отпугивания крыс и прочих вредителей. Люди, совершавшие насилие против городских собак, нередко подвергались наказанию. Города мусульман были намного чище и приятнее, когда в них жили собаки, чем без них.

Все это означало, что мусульмане всего мира регулярно взаимодействовали со множеством собак. Они поняли, насколько эти животные полезны в качестве охранников и средств очистки улиц, и, мы можем предположить, что у них сложились довольно близкие отношения, основанные на регулярном контакте и типе привязанности, порожденной взаимной зависимостью.

Предвестник скорой смерти

В исламской традиции собака считается «нечистым» животным – мусульмане верят, что ангелы никогда не заходят в дом, где содержат псов. Именно поэтому многие татарские семьи до сих пор строго выполняют это предписание и не только не содержат, но и даже не пускают собак в дома или в квартиры. А если собака случайно вылижет посуду, тарелки эти следует мыть семь раз, а потом еще «протирать землей», как заповедовал пророк Мухаммед.

Некоторые мусульманские правила – хадисы напрямую содержат призыв убивать черных собак, как особо злых и, возможно, как служителей дьявола, а в других упоминается, что собаки, так же как и змеи, способны лишать человека зрения, а у беременных женщин от их взгляда может произойти выкидыш.

Как указывает в статье «Сообщение Ибн Фадлана о гадании населения Поволжья по собачьему вою» филолог Даниил Викторович Пузанов, вначале пророк Мухаммед даже приказывал убивать всех собак, но позже изменил решение и позволил мусульманам держать их «для охоты и охраны овец».

Запрет на содержание собак в доме связан и с верованием в то, что собака, так же как осел, способна видеть шайтанов и ангелов смерти, которые и заставляют её выть. Следовательно, ее вой всегда предвещает смерть человека или падеж скота.

Пузанов считает, что это поверье могло прийти в ислам из иудаизма, но уточняет, что распространено оно было и у древних греков, у которых вход в подземный Аид охраняет мифический трехголовый пес Цербер, но есть еще и его брат – двухголовый пес Орф. Связывали собачий вой со смертью и в древнем Риме. В произведениях римского поэта Вергилия, жившего в I веке до нашей эры, собаки воют, чуя приближение орта – мифического существа из подземного мира.

Коран о животных в исламе

Ислам поддерживает права всех живых существ на доброе обращение и справедливость по отношению к ним. Животные не должны подвергаться насилию. В Коране все живые существа подобные людям и имеют схожие права. Убийство без какой-либо разумной причины или жестокое обращение ведет к серьезному греху и нарушению прав, возложенных Аллахом. Люди должны быть нежными с животными, даже когда их приходится приучать к дисциплине.

Ислам учит быть очень осторожными в нашем поведении с животными и всеми живыми существами, так как есть большая награда за их любезное обращение и великое наказание за нарушение их прав. Люди должны хорошо относиться к животным, не преступать пределы, установленные Аллахом.

Ислам

Любому историку понятно, почему мусульмане не любят собак. Как бы ни относились к этому факту правоверные исламисты, но столь явный негатив – всего лишь следствие давно забытой вражды двух религий. В самом начале развития ислама мусульмане не выделяли собак среди прочих животных. Собака в исламе была незначительным персонажем: не пускай в дом, не ешь с одной тарелки, не позволяй облизывать рук – все запреты касались только личной гигиены.

Когда ислам достиг определенного развития, началось жесткое притеснение, а затем и открытая вражда с приверженцами зороастризма. По сути это была борьба за территорию, удавшаяся попытка захватить власть. Сегодня уже никто не помнит, почему мусульмане не любят собак, но началось все с гонений этих животных с целью унижения и демонстрации силы. Приверженцы зороастризма чтили собак, считали их сосудами для душ предков. Что могло сильнее оскорбить врага, чем унижение и убийство собаки? Ислам давно и успешно вытеснил зороастризм, но в силу традиций некоторые мусульмане и собаки все еще несовместимы, как евреи и свинина.

Однако многие современные мусульмане не разделяют негативного отношения к собакам. Сегодня все больше людей возвращаются к истокам религии, ограничивая общение с этими животными только из соображений чистоты – духовной и телесной. Ведь единственная причина, почему мусульманам нельзя трогать собак, заключается в нечестивости этих животных (по мнению историков, имеет место неверная трактовка или намеренное искажение термина «нечестивость», как и в случае с «нечистыми» собаками в Библии). Муфтии открыто порицают негативное отношение мусульман к собакам, напоминая, что Коран запрещает ненависть и жестокое обращение с любыми животными.

Относительно душ животных мнения мусульман и православных сходятся. Как и в христианстве, в исламе бессмертна только душа человека, и только она заслуживает кары или награды. Душа собаки после смерти исчезает, не попадая ни в рай, ни в ад. Животное не отвечает за свои поступки ни перед Аллахом, ни перед кем-либо еще, так как собака (и любое другое животное) лишена самосознания.

Что говорит Коран

В священной книге мусульманина о собаке встречается всего три упоминания, которые нельзя трактовать однозначно отрицательно.

Первое можно прочитать в суре «Аль-Араф». В ней фигурирует неверующий в Аллаха и Пророка, его сравнивают с псом, который обречен на то, чтобы удовлетворять лишь свои земные, низменные потребности и которому нет входа в рай.

В суре «Аль-Маида» говорится о том, что верующий может употреблять в пищу дичь, принесенную прирученными хищниками. Более того, приручать диких животных, как собак, — дело, угодное Аллаху.

В суре «Асхаб аль-Кахф» рассказывается о юных мусульманах, которые вынуждены были спасаться от религиозных гонений, покинув родной город. Чтобы укрыть их от преследователей, Всевышний насылает на них сон длиною в три столетия, а для охраны оставляет пса.

Внимание! Других упоминаний в Коране нет, однако этого было достаточно для негативного трактования и причисления «друга человека» к грязным животным

Отношение ислама к собаке

Эти хищники были рядом с человеком до формирования догм мировых религий. Однако с появлением первых пророков четвероногий помощник не остался без внимания. Отношение к нему в разные времена менялось. Все чаще звучало мнение о низменности собачьих инстинктов и порочности этих существ.

У мусульман существует придание, что однажды собака укусила пророка, за что была проклята. Подтверждения этому в Коране не найдено, что, однако, не мешает мусульманам считать этих животных наджас — в переводе означает «нечистый», «грязный».

Прикоснуться к наджас для человека, исповедующего ислам, означает осквернить себя. После случайного контакта он должен совершить омовение. Если же питомец попьет из посуды человека, ее нужно помыть не менее семи раз.

После прикосновения к собаке человек должен совершить омовение

Почему мусульманам нельзя держать дома собаку

Отношение к собакам среди приверженцев ислама довольно противоречивое. Многие считают их совершенно нечистыми животными, с которыми нельзя иметь никаких контактов. Другие же не видят в собаке никакого греха и держат дома даже ради развлечения. А что же говорит об этом классический ислам?

В данном случае следует опираться на хадисы (предания о словах и действиях пророка Мухаммеда), являющиеся ценным источником исламского права — шариата. Так, в одном из изречений имама Муслима сказано, что следует несколько раз промывать посуду после того, как её лизнёт собака. Из этого исламские богословы вывели, что слюна животного является «наджисом», то есть нечистотой. Соответственно, недопустимо совершать намаз (молитву) или производить какие-либо иные ритуальные действия при контакте с собачьей слюной. Кроме этого, часть богословов и шерсть животного определяет как «наджис».

Хадисы — священные предания о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда, являются одной из главных культурных ценностей исламского мира

При этом сама собака «грязным» существом не считается. Так, имам ан-Нававий говорил, что допустимо держать это животное в целях охоты или охраны. То есть в практических целях. А если нет пользы, то и заводить её не нужно, как следует из изречения богослова. Ему же вторит и имам аш-Шафии, говоря о том, что нельзя держать собаку без пользы.

Таким образом, в представлении классического суннитского ислама нет единодушного запрета на то, чтобы держать собаку. Однако заводить её можно только в практических целях, например, для охраны двора.

Также мусульманские богословы обращают внимание, что недопустимо держать собаку в самом жилище. Один из хадисов имама Муслима предостерегает от этого, предупреждая, что в дома, где живёт собака, не входят ангелы. Больше запретов на то, чтобы держать собаку в каких-либо целях содержится в исламе шиитского толка

Это, по всей видимости, связано с тем, что шиитами являются преимущественно жители Ирана (персы), на землях которого долгое время с исламом конкурировал зороастризм, чьи последователи весьма высоко ценили данное животное. Соответственно, запрет на собаку — часть борьбы с чуждой религией, а жестокость по отношению к этим животным — печальный пример религиозного соперничества

Больше запретов на то, чтобы держать собаку в каких-либо целях содержится в исламе шиитского толка. Это, по всей видимости, связано с тем, что шиитами являются преимущественно жители Ирана (персы), на землях которого долгое время с исламом конкурировал зороастризм, чьи последователи весьма высоко ценили данное животное. Соответственно, запрет на собаку — часть борьбы с чуждой религией, а жестокость по отношению к этим животным — печальный пример религиозного соперничества.

Несмотря на всё это, в самом Коране — священной для каждого мусульманина книге, нет прямых указаний на то, что держать этих животных запрещено. И даже напротив, в суре «Пещера» есть указание на собаку по кличке Китмир, имя которой впоследствии приобрело некий магический смысл (его надписывали на посланиях, чтобы уберечь их от пропажи).

С какой целью разрешено держать собак

Можно ли мусульманам заводить собаку? По Шариату пса можно использовать лишь для охоты, выпаса стада и охраны своего жилища. Держать это животное ради забавы считается недостойным мусульманина. Тот, кто преступает заповеди Пророка, каждый день лишается части Его милости.

«Не заводите собаку без надобности», — говорят проповедники ислама. А коль есть необходимость в помощнике, то мусульманин должен дрессировать и учить животное. Это считается богоугодным делом. Тогда верующему разрешается употреблять в пищу дичь, принесенную псом.

Внимание! Кроме дрессировки, человек должен заботиться о своем животном

Отношение к собаке в Исламе

Пророк Мухаммад сказал: «Однажды некий мужчина, находясь в пути, испытывал сильную жажду. Он нашел колодец и попил из него. И через некоторое время собрался было идти , но вдруг он увидел собаку, высунувшую язык от жажды и поедающую влажную землю. Человек сказал : «Эта собака испытывает жажду так же сильно, как и я некоторое время назад». Он снял свой башмак, набрал им воды из колодца и напоил собаку. Аллах (Бог, Господь) был так доволен им, что простил ему ». Сподвижники уточнили: «О посланник Божий! В животных есть воздаяние?! ». — «В любом живом существе – воздаяние ».

В другом риваяте (варианте) данного хадиса сказано: «Однажды некий человек увидел пса, жующего влажную (сырую) землю от жажды . Мужчина снял обувь, зачерпнул ею воду и дал напиться собаке. Поступок этот настолько высоко был оценен Аллахом (Богом, Господом), что Он наделил этого человека райской обителью ».

В наследии заключительного Божьего посланника есть несколько подобных хадисов

Все они указывают на важность совершения благодеяния в адрес любого живого существа: человека – независимо от его национальности или вероисповедования; животного – независимо от того, является ли оно канонически чистым или нечистым (наджаса). И такая форма благодеяния высоко ценится пред Всевышним, служит причиной прощения грехов

Да, Господь миров порой необычайно щедро одаривает за на первый взгляд простые и легкие благородные поступки. И это, полагаю, из-за их особой актуальности и необходимости.

О собаке на umma.ru есть и другие материалы:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари . В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 739, хадис № 2466; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари . В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 6. С. 143, хадис № 2466 и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин . В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 125, хадис № 10/126 и пояснение к нему.

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 81, хадис № 173; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 2. С. 368, хадис № 173 и пояснение к нему.

Слюна собаки, например, является канонически нечистой, наджасой: при попадании на одежду ее необходимо тщательно смыть, дабы можно было молиться в этой одежде.

Что говорит Коран

В священной книге мусульманина о собаке встречается всего три упоминания, которые нельзя трактовать однозначно отрицательно.

Почему нельзя целовать кошек и понимают ли они поцелуи

Первое можно прочитать в суре «Аль-Араф». В ней фигурирует неверующий в Аллаха и Пророка, его сравнивают с псом, который обречен на то, чтобы удовлетворять лишь свои земные, низменные потребности и которому нет входа в рай.

В суре «Аль-Маида» говорится о том, что верующий может употреблять в пищу дичь, принесенную прирученными хищниками. Более того, приручать диких животных, как собак, — дело, угодное Аллаху.

В суре «Асхаб аль-Кахф» рассказывается о юных мусульманах, которые вынуждены были спасаться от религиозных гонений, покинув родной город. Чтобы укрыть их от преследователей, Всевышний насылает на них сон длиною в три столетия, а для охраны оставляет пса.

Внимание! Других упоминаний в Коране нет, однако этого было достаточно для негативного трактования и причисления «друга человека» к грязным животным

Можно ли мусульманам держать собак в доме

Можно ли собакам молоко: почему нельзя давать

В главной книге мусульман содержится вся информация о мироздании и законах, по которым должен жить человек. Однако не каждому дано постичь Слово Аллаха.

Отношение ислама к собакам является одним из наиболее спорных вопросов. Можно ли мусульманам держать дома собаку? Открытого запрета на содержание четвероного питомца в Коране нет. Но исповедующему ислам разрешается впускать в свое жилище лишь чистых животных. А собака, как известно, к таковым не относится. Считается, что собачья шерсть и слюна являются грязными, к которым не должен прикасаться верующий.

С другой стороны, в Коране говорится о том, что, если рядом живет пес, то человек должен тщательно следить за порядком в доме. Семь раз мыть посуду, из которой пил питомец, семь раз стирать одежду, которой касался. Если этого будет недостаточно, то место прикосновения следует очищать землей, перемешенной с водой.

Из этого можно сделать вывод, что Коран не запрещает содержать этих животных в доме, но призывает следить за чистотой.

В дом с собакой не входят ангелы

Убежденность в том, что порог дома, где есть это животное, не переступают ангелы, стало еще одним поводом, почему мусульмане не любят собак.

Существует придание, по которому Джибраил не явился к посланнику Аллаха ДбеАип в назначенное время. ДбеАип не мог поверить в то, что архангел нарушил обещание

Потом он обратил внимание на своё ложе, под которым сидел щенок. Хозяин сокрушался о том, что не заметил, как тот попал в дом

Только после того, как собачку вывели, явился Архангел со словами: «Поистине, мы не входим ни в один дом, в котором есть собака или изображение».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий